Здоровье и развитие ребенка
Ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, совершенствования органов и систем. Поэтому нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре, нельзя говорить об особенностях течения той или иной болезни у ребенка без учета его возрастных особенностей.
Условно все детство подразделяется на следующие периоды:
внутриутробный, новорожденности, грудного возраста, преддошкольный, дошкольный, младший школьный и старший школьный.
Период новорожденности — это период от момента рождения до 4 недель жизни.
Период грудного возраста условно начинается с 29 дня жизни и заканчивается в 12 мес.
Преддошкольный период от 1 года до 3 лет.
Дошкольный период от 3 до 7 лет.
Период младшего школьного возраста от 7 до 12 лет.
Период старшего школьного возраста от 12 до 16 лет.
Для внутриутробного развития плода очень важно как физическое, так и психическое здоровье матери. Вирусные заболевания матери, такие как грипп, краснуха и др., являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на последующем физическом и психическом развитии новорожденного. Различные нарушения питания, эмоциональная и физическая перегрузки и другие вредные факторы могут вызвать дистрофические и воспалительные изменения в органах и тканях ребенка. Нужно внимательно прислушиваться и выполнять все советы, которые даются в женской консультации. И хотя в поликлиниках можно получить квалифицированную помощь, родители должны иметь представление о болезнях, которыми чаще всего болеют дети, знать симптомы этих болезней и уметь ухаживать за больным ребенком. Ни в коем случае не следует самому ставить диагноз, а тем более назначать лечение больному ребенку, но научиться оценивать состояние ребенка, своевременно распознавать первые признаки болезни, уметь наблюдать за ее развитием необходимо.
Врожденные пороки развития и родовые травмы делают ребенка более восприимчивым к болезням. Например, врожденные пороки сердца способствуют возникновению бронхита и воспаления легких; дети, перенесшие родовую травму, склонны к судорожным состояниям и т. д.
Здоровье и развитие ребенка
Во все периоды развития ребенка действуют следующие факторы:
Наследственная предрасположенность к тому или иному заболеванию является одной из причин заболевания. Чаще всего это относится к нарушению обмена веществ, аллергическим болезням и нервно-психическим нарушениям.
Изменения, связанные с внутриутробным периодом и периодом новорожденности.
Бытовые факторы
Холодное, сырое жилье, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, неправильное питание, несоблюдение режима дня, особенно за счет укорочения сна, большая учебная нагрузка и прочие факторы снижают защитные силы организма и способствуют возникновению заболеваний.
Перенесенные заболевания и психоэмоциональные нагрузки
Каждое перенесенное заболевание делает ребенка более восприимчивым к другим заболеваниям. Так, рахит способствует возникновению бронхита и воспаления легких, ангина — развитию ревматизма и воспаления почек.
Домашние и школьные конфликты, постоянное напряжение нервной системы и т.п. могут дать толчок к возникновению целого ряда болезней в переходном возрасте, когда они могут вызвать гипертоническую болезнь, нарушения сердечного ритма и неврозы.
Возрастная предрасположенность
Развитие и рост детского организма происходят неравномерно. У новорожденных приспособляемость к внешней среде и защитные силы слабы. В связи с этим у новорожденных и грудных детей чаще возникают гнойно-воспалительные процессы. Однако полученные от матери антитела обеспечивают детям раннего возраста защиту от детских инфекционных заболеваний.
Новорожденный нуждается в сравнительно большом количестве пищи; его пищеварительный тракт работает с большим напряжением, в связи с чем у грудных детей, даже вследствие незначительных погрешностей режима питания, легко возникают расстройства пищеварения.
У детей младшего возраста и дошкольников происходит интенсивное психическое развитие. Если ребенок не имеет возможности достаточно отдыхать, то он может попасть в число так называемых нервных детей. В школьном возрасте легко возникают нарушения осанки, в переходном — нарушения внутренней секреции, функциональные нарушения сердечной деятельности, повышение кровяного давления, расстройства психики и т. п.
Болезни новорожденных и грудных детей
Болезни не грудных детей
Детские инфекционные болезни
Первая помощь ребенку
Уход за ребенком в домашних условиях